
Модель развития региональных систем дополнительного образования ПФДО
Внедрение целевой модели дополнительного образования.
Целевая модель развития дополнительного образования детей играет важную роль качественного, доступного образования для регионов России. В регионах для этого внедряется персонифицированный учет детей, осваивающих новые дополнительные общеобразовательные программы, разработанные с учетом интересов общества и запросов реального сектора экономики.
Целевая модель напрямую связана с результатами национального проекта образования.
Это доля детей от 5 до 18 лет, охваченные дополнительным образованием и количество субъектов Российской Федерации, выдающих сертификаты персонифицированного финансирования дополнительного образования.
К 2024 году целевая модель развития региональных систем будет внедрена в 85 субъектах Российской Федерации. Для этого регионах выстроена организационно-управленческая структура, созданы межведомственные советы, куда входят представители сфер образования, культуры, спорта, реального сектора экономики, общественных организаций. На сегодняшний день создано 72 региональных модельных центров (РМЦ) и к концу 2022 года планируется создать еще 5 таких центров. А также еще созданы 1762 муниципальных опорных центра ( МОЦа). Таким образом, со слов чиновников образования, РМЦ и МОЦа являются «кровеносной» системой целевой модели.
Персонифицированное дополнительное образование.
Для учета и записи детей по программам дополнительного образования во всех субъектах РФ развернута автоматизированная информационная система – навигатор дополнительного образования детей, посредством которого и осуществляется персонифицированный учет детей в субъекте РФ и обеспечивается свободный доступ к информации о реализуемых в субъекте РФ дополнительных общеобразовательных программ.
Сертификаты персонифицированного финансирования призваны сделать доступными для детей занятия в любых секциях, кружках в частных и государственных образовательных организациях, реализующих программы дополнительного образования детей.
Такие сертификаты выдаются 25% детей, проживающих в конкретном регионе, остальные программы как были на государственном и муниципальном задании, так и остаются.
Программы дополнительного образования, таких сфер как культура и спорт, не входят в систему персонифицированного финансирования. Поэтому ребенок, по-прежнему, может заниматься по нескольким дополнительным образовательным программам бесплатно как с использованием сертификата, так и без него.
По статистике, половина детей посещает всего одну программу дополнительного образования и нет запросов на большее количество программ. Около трети детей занимается на двух программах, остальные вообще не участвуют в каких-либо программах дополнительного образования для детей.
Одним из основных принципов использования ПФДО является обеспечение доступа к бюджетному финансированию не только государственных организаций, но и представителей негосударственного сектора, в том числе индивидуальных предпринимателей. С этой целью в каждом субъекте ведется реестр дополнительных общеобразовательных программ и поставщиков образовательных услуг.
Нормативная база для функционирования системы ПФДО
Размеры сертификатов ПФДО устанавливается в нормативно-правовых актах самого субъекта РФ, органами местного самоуправления и регламентируют правила предоставления сертификатов ПФДО. Важно также отметить, что в целевой модели предусмотрено право органов государственной власти, субъекта РФ, муниципалитетов самостоятельно определять механизм финансирования для различных дополнительных образовательных программ. К примеру, в случае, если образовательная программа признана регионом и муниципалитетом важной для социально-экономического развития, сохранения традиций и этнокультурных особенностей, проживающих на его территории народов, соответствующими органами власти могут быть приняты решения о сохранении бюджетного финансирования такой программы, независимо от спроса со стороны населения. Таким образом, у детей сохраняется возможность обучаться по нескольким дополнительным общеобразовательным программам, финансируемых как в рамках системы ПФДО, так и вне этой системы. При этом, в региональном навигаторе фиксируется информация о том, какими программами дополнительного образования и в каком объеме охвачен каждый ребенок.
Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении национального плана развития конкуренции в Российской Федерации» с 2021 по 2025 гг. закреплен результат, сроком до 31 декабря 2023 года обеспечить равный доступ образовательных организаций всем форм собственностей и индивидуальных предпринимателей участия в системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей. Также внесены изменения в Федеральный закон о государственном социальном заказе и оказание государственных услуг в социальной сфере и в части включения дополнительного образования детей в перечень направления деятельности, в отношении которых формируется государственный социальный заказ. На оказание государственных услуг в социальной сфере выдается сертификат персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.
Ожидаемые результаты в рамках Концепции дополнительного образования детей, то, что касается внедрения целевой модели во всех субъектах РФ внедрена целевая модель, осуществлен переход на персонифицированное финансирование, обеспечена возможность оплаты дополнительных общеобразовательных и развивающих программ сертификатами ПФДО во всех типах образовательных организаций, в т.ч. негосударственных. Об этом говорится в Распоряжении Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р http://government.ru/docs/all/140314/
В субъектах РФ предоставленные сертификаты ПФДО на данный момент имеют не менее 25% детей до 2024 года, и не менее 30% детей – до 2030 года.
Расширено участие организаций негосударственного сектора в реализации дополнительных общеобразовательных программ. Обеспечена финансовая и информационно-консультационная поддержка реализации прав детей на участие в дополнительных общеразвивающих программах независимо от места проживания, состояния здоровья детей-инвалидов, социально-экономического положения семьи.
Немного статистики о проделанной работе и ее результатах
В рамках внедрения целевой модели за прошедшие три года можно наблюдать в каком количестве новых программ в новых форматах было разработано.
Одним из ключевых мероприятий целевой модели является дополнительное профессиональное образование педагогических управленческих кадров. Только в 2021 году было обучено более пятидесяти тысяч педагогов, в том числе 2 296 человек в регионах внедрения целевой модели.
Итоги деятельности методической среды
По итогам деятельности методической среды за год было выдано почти двадцать девять тысяч сертификатов участников методической среды. Ведется информационно- разъяснительная работа с родителями. Как показывает практика, не очень эффективна во многих регионах именно из-за недостаточного информирования родителей об эффектах и общественной полезности владения системой персонифицированного финансирования, что приводит к непониманию и отторжения данной системы. Хотя в последнее время баланс достигается в большем объеме и родители понимают свои преимущества при данной системе персонифицированной оплаты программ.
Пошаговый план получения сертификата ПФДО.
Получить сертификат персонифицированного дополнительного образования можно получить, зарегистрировавшись на официальном сайте автоматизированной системе - навигаторе https://ur.pfdo.ru/app
На сайте ПФДО удобный и понятный интрефейс. Необходимо последовательно выполнять действия, указанные на сайте. Зарегистрировать своего ребенка, внести его данные и данные родителей (опекунов), выбрать регион, где проживаете.
Когда заявка на сайте будет создана, можно распечатать сертификат и выбрать образовательную организацию, школу, секцию, которая представлена на сайте ПФДО данного региона, места проживания ребенка. С данным сертификатом можно отправиться в выбранную школу и пройти обучение по дополнительной программе.
Поделиться:
Оставить заявку
Если у Вас возникли вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь прислать нам сообщение. Мы отвечаем в пределах 24 часов!
Вы всегда можете позвонить в методический отдел по тел.